Японские автомобильные бренды прекратили официальные поставки машин в Россию. Невзирая на это, машины продолжают поступать к российским клиентам. Рассказываем, почему они так популярны и какие марки наиболее успешны.
История японских автомобилей
Автомобильная промышленность в Японии зародилась на рубеже 19-20 веков как прямое следствие революции Мейдзи — серии реформ, превративших страну из аграрной в индустриально-развитую. Однако в первые десятилетия выпуск именно автомобилей японских брендов осуществлялся очень небольшими партиями, а доминировали на дорогах Японии иномарки. Хотя история большинства знаменитых японских автоконцернов уходит в начало 20-го века, настоящий успех в сфере автомобилестроения к ним пришел уже в послевоенные годы.
Когда американцы в 1945 году оккупировали Японию, перед ними встала задача восстановления разрушенной экономики. По легенде, была принята концепция развития именно автомобильной промышленности, так как «японские автомобили никогда не сравнятся с американскими по качеству и не смогут составить им конкуренцию». К тому же армия США нуждалась в недорогих внедорожниках и грузовиках в регионе, где присутствовало сразу три потенциальных противника: СССР, а также коммунистические Северная Корея и Китай.
Не секрет, что такие легендарные автомобили, как Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol появились именно из-за заказов со стороны американской армии на создание машин, которые были бы аналогичны проверенным армейским внедорожникам, известным как Jeep.
Другой особенностью японского автомобилестроения была тотальная нехватка ресурсов с одной стороны и низкая покупательная способность послевоенного населения с другой. Это привело к появлению целого класса машин, известных сейчас как Kei Car — сверхкомпактных, экономичных и дешевых.
Наконец, важным фактором для развития японской автомобильной промышленности стало наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы. Впоследствии к этому прибавилась высокая мотивация и дисциплинированность японских рабочих, которые были готовы трудиться на благо своих компаний. В то время как их коллеги на американских автомобильных заводах постоянно устраивали забастовки.
В итоге уже к 1980-м Япония обогнала США и вышла на первое место в мире по производству автомобилей. 80-е и начало 90-х считаются пиком расцвета японского автомобилестроения. Череда экономических кризисов привела к тому, что японский автопром столкнулся с нехваткой финансирования и инвестиций в разработку новых технологий и моделей. Это не сказалось на качестве и надежности японского автопрома, но замедлило его развитие. В итоге в 2009 году Япония уступила Китаю звание крупнейшего автопроизводителя в мире, а в 2023 году, спустя год после введения санкций, Китай обогнал Японию и по размеру экспорта машин.
Какие японские автомобили популярны в России
1. Toyota
Дочерние бренды: Lexus, Daihatsu, Hino.
Toyota Vios
Концерн Toyota является крупнейшим автопроизводителем в Японии и в мире. Он выпускает широчайшую гамму автомобилей. В Россию бренд до 2022 года имел собственный завод в Санкт-Петербурге.
Сейчас же на рынок везут преимущественно модели Vios, Camry и кроссоверы RAV4. Все они из Китая. А из Объединенных Арабских Эмиратов поступают легендарные внедорожники Toyota Land Cruiser 300.
2. Mitsubishi
Mitsubishi Xpander
Марка Mitsubishi вошла в историю мирового автопрома, первой массово применив технологию непосредственного впрыска топлива в бензиновые двигатели. Также прогрессивным решением стала система полного привода, совмещающая три дифференциала, возможность отключения передней оси и блокировки центрального и заднего дифференциалов.
В России доля Mitsubishi на рынке традиционно была выше, чем в других странах, что связано с ориентацией бренда именно на внедорожники и кроссоверы. Параллельный импорт принес новую модель Xpander — компактный кроссовер, который изначально создавался для азиатских стран. Кроме того, до российских дилеров доехали кроссоверы Outlander нового поколения.
3. Mazda
Дочерние бренды: Xedos, Eunos.
Mazda CX-4
Компания Mazda является символом жизненной силы японского автопрома, так как ее штаб-квартира и основные производственные мощности находятся в Хиросиме, в регионе, пострадавшем от бомбардировки атомной бомбой. Трудолюбивые японцы смогли восстановить там производство автомобилей и добиться успеха. Другим важным достижением Mazda является продолжение работ над роторно-поршневыми двигателями. Сейчас кроме Mazda такие моторы не выпускает никто.
Официальные поставки в Россию не осуществляются, а ведь раньше у марки был даже собственный завод во Владивостоке. Зато из Китая к нам приходят модели, которых раньше на рынке не было. В частности, кроссовер CX-4, который уже заслужил определенную популярность в России.
4. Lexus
Lexus ES
Вопреки распространенному заблуждению Lexus не стал первым японским автомобильным премиум-брендом: его опередила Acura. Однако именно Lexus оказался самой успешной японской автомобильной премиальной маркой, в том числе в России.
До России доехали сразу три новые модели Lexus, которые никогда официально не продавали. Речь идет о новом поколении популярного кроссовера RX, о совершенно новом полноразмерном кроссовере TX и о премиальном минивэне LM, который представляет из себя премиальную версию модели Toyota Alphard.
5. Nissan
Дочерние бренды: Infiniti, Datsun.
Nissan Qashqai
Бренд Nissan является одним из старейших в Японии. В конце 1990-х он пережил кризис, спастись от которого помогло создание альянса с Renault. Именно вместе с французскими партнерами Nissan развивал бизнес в России, построил завод в Санкт-Петербурге и стал совладельцем АвтоВАЗа.
В 2022 году компания Nissan ушла из России. Завод в Петербурге перешел под контроль АвтоВАЗа, который также взял на себя обязательства по обслуживанию клиентов Nissan. Там начали выпускать модели Xcite.
Продажи автомобилей Nissan в России продолжаются, причем появляются и новые модели. В частности, периодически к нам привозят кроссоверы X-Trail нового поколения и даже новый Juke.
6. Suzuki
Suzuki Ciaz
Японская марка Suzuki знаменита во всем мире умением создавать одни из лучших компактных автомобилей, которые всегда выделяются удивительно низким весом без ущерба надежности и безопасности. До 2022 года Suzuki не могла похвастаться большими продажами в России, но после официального прекращения поставок именно машины этой марки оказались востребованы в параллельном импорте.
7. Subaru
Subaru Forester
Марка Subaru всегда стояла особняком среди японских автопроизводителей. Ее автомобили отличались сложными и дорогостоящими техническими решениями, но при этом далеким от премиальности оформлением интерьеров. Оппозитные моторы, которые сейчас на автомобили кроме Subaru ставит только Porsche, настоящий полный привод, и при этом качество отделки салона на уровне в лучшем случае Toyota или Nissan.
Тем не менее в России у Subaru есть большое число поклонников, поэтому модели в «параллельной» продаже — совсем не редкость.
8. Honda
Дочерние бренды: Acura.
Honda Fit Crosstar
Марка Honda является одной из самых молодых в Японии. Концерн был основан уже после Второй мировой войны и изначально специализировался на выпуске мотоциклетной техники. Собственно, до сих пор Honda остается крупнейшим производителем мотоциклов в мире, сохраняя большой отрыв от ближайших конкурентов.
Выпуск автомобилей компания начала только в 1960-е, причем изначально это были весьма необычные машины. Быстрые и спортивные, но при этом экономичные, мощные, но надежные, компактные, но просторные. Официально Honda ушла из России в конце 2022 года, причем об этом решении было объявлено еще в 2020 году. Но сотрудники бывшего представительства марки продолжают возить машины с китайского рынка и даже предоставлять на них гарантию, которую называют официальной. Сейчас можно купить самые ходовые модели, включая столь излюбленные у нас кроссоверы CR-V, хэтчбеки Civic и седаны Accord.
Что нужно знать при выборе японского автомобиля
Машины японских марок справедливо считаются одними из лучших в мире. Их традиционным преимуществом является высокая надежность, экономичность и богатое оснащение. Также японские бренды первыми стали массово выпускать бюджетные модели с автоматическими коробками передач, в то время как в других странах эта опция оставалась прерогативой больших и мощных машин.
6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности
Япония может запретить продажу машин на ДВС к 2035 году