Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Сибирскому федеральному округу отводится все более важная роль в реализации национального экономического потенциала, следует из утвержденной в 2023 году стратегии социально-экономического развития Сибири до 2035 года. Макрорегион не только расположен на пути торговых потоков из России в страны Азии, но и обладает значительными ресурсами, переработка которых позволит ему стать одним из крупнейших промышленных и инновационных центров России.
Синхронизация планов развития транспортных мощностей и реализация промышленных инвестпроектов стали ключевыми задачами, говорится в стратегии развития макрорегиона. Документ предполагает углубление переработки в основных секторах экономики с помощью формирования производственных кластеров.
Совместная эффективность
Всего программой утверждено восемь перспективных направлений: лес, алюминий, драгметаллы, цветные и редкоземельные металлы, туризм, сельское хозяйство и пищевая промышленность, нефть и газ, а также уголь. При этом губернаторы регионов СФО настаивали на включении в план девятого кластера — научно-образовательного, но пока правительство не приняло решения по этому вопросу.
Выход кластеров на проектную мощность возможен начиная с 2026 года, а их полное развертывание предполагается в период 2030–2035-го. По расчетам правительства, к 2030 году благодаря реализации заложенных стратегией проектов в Сибири будет создано более 500 тыс. новых рабочих мест с учетом смежных отраслей и привлечено более 16 трлн руб. инвестиций.
Создание промышленных центров доцент Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета (СФУ) Светлана Самусенко называет прогрессивным подходом, основанным на межотраслевом взаимодействии и межрегиональной кооперации.
Анна Федюнина, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, видит большой потенциал для сибирских предприятий, работающих в сфере сервисного обслуживания промышленности. Прежде всего речь идет о наукоемких услугах, связанных с разработкой, проектированием и инжинирингом. «Это быстрорастущая сфера на мировых рынках, которая в России до 2022 года была импортозависимой. В этой области можно соединить использование высококвалифицированных ресурсов регионов Сибири, в том числе наукоградов, и уже имеющиеся у компаний компетенций», — говорит она.
Но пока процесс создания отраслевых объединений на начальном этапе. «Впрочем, с завершением выстраивания новых товарных цепочек вопрос создания перерабатывающих производств за Уралом выйдет на первый план», — уверена вице-президент «Русала» Елена Безденежных. Топ-менеджер напоминает, что правительство уже отобрало 41 приоритетный проект для реализации в Сибири совокупной стоимостью более 1 трлн руб.
Одно из предприятий «Русала» — Красноярский алюминиевый завод — является поставщиком алюминия для резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) «Красноярская технологическая долина». Предполагается производство полуфабрикатов и продуктов высоких переделов с применением алюминия для целого ряда отраслей промышленности, включая машиностроение, энергетику и строительство. Благодаря созданию технологической долины при алюминиевых производствах существенно вырастет потребление металла на внутреннем рынке. Но, отмечает Елена Безденежных, для полноценного развития заложенных в стратегии кластеров необходимо заниматься и улучшением связанности сибирских городов как с европейской частью России, так и с сопредельными странами в Азии, а также внутри самого региона.
Инфраструктура и инновации
Эксперты указывают, что комплексное развитие всех видов транспорта, включая трубопроводный, — необходимое условие для социально-экономического развития регионов. «Транспорт обеспечивает прямые и косвенные экономические эффекты, а также имеет каталитический эффект, то есть является необходимой инфраструктурой для других бизнесов, что, в свою очередь, означает дополнительный рост экономики, создание рабочих мест и улучшение качества жизни», — говорит директор департамента инвестиций и рынков капитала Kept Сергей Игнатущенко.
Директор практики «Инжиниринг» консалтинговой компании Strategy Partners Ольга Корона отмечает, что, учитывая громадную площадь Сибири и транзитный потенциал, реализация требующихся инвестиционных проектов становится приоритетом на государственном уровне. По ее мнению, самым востребованным механизмом при реализации таких крупных инфраструктурных проектов является государственно-частное партнерство (ГЧП).
Ректор АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Максим Родионов полагает, что основными точками роста в СФО помимо развития инфраструктуры служат внедрение инноваций, поддержка малого и среднего бизнеса, а также повышение квалификации рабочей силы и уровня жизни населения. Для этого, отмечает он, необходимо инвестировать в создание новых производств и модернизацию существующих предприятий, поддерживать развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стимулировать внедрение передовых технологий и оказывать помощь в поиске рынков сбыта продукции и расширении экспортных возможностей. По его мнению, значительную поддержку развитию Сибири государство может оказать через предоставление субсидий, грантов, льготных кредитов, а также участие в совместных проектах с частными инвесторами. Наиболее актуальными инструментами поддержки он называет проекты, направленные на развитие инфраструктуры и доступ к государственным кредитам и гарантиям.
Человеческий фактор
Фото: пресс-службаПри этом, по мнению ученых СО РАН, ключевой проблемой Сибири является не недостаток инвестиций в масштабные инвестпроекты, а дефицит трудоспособного и экономически активного населения. По данным Института ВЭБ, Сибирь занимает второе место в России по показателям оттока населения. За последнюю четверть века число жителей СФО сократилось на 12%.
«Эту проблему нельзя игнорировать, ею надо заниматься, в первую очередь создавать условия для проживания, чтобы молодежь оставалась в Сибири. Если мы этого не сделаем, все остальное — пустой разговор», — подчеркивал председатель исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) Геннадий Гусельников.
По мнению Елены Безденежных, чтобы люди оставались в Сибири и осознанно приезжали, необходимо повышать качество жизни до уровня населения крупных городов. «Бизнес отвечает в первую очередь за технологический прогресс, индустриальное развитие и современные рабочие места. Поэтому в Сибири необходимо строить современные перерабатывающие предприятия, предлагающие людям интересную работу и привлекательную зарплату. Но этого мало, нужно обеспечить качественное жилье, досуг, здравоохранение и образование», — подчеркнула она.
По словам топ-менеджера, предприятия «Русала» в макрорегионе дали работу тысячам людей и вдохнули новую жизнь в сибирские города. «Но мы не ограничиваемся только заводами. Сегодня мы строим целую сеть спортивных центров в наших городах. Они уже работают в Шелехове, Братске, Тайшете, Ачинске, Саяногорске, Красноярске и Дивногорске, а в 2025 году сдадим еще в пяти городах. Для наших сотрудников мы уже построили десятки домов и сейчас возводим целые жилые кварталы. Благоустраиваем набережные и общественные пространства, строим аэропорты, семейные центры, детские сады и школы», — рассказала Елена Безденежных.
Экологический ответ
Одним из основных негативных факторов, снижающих привлекательность Сибири, Елена Безденежных называет сложную экологическую ситуацию. «Для повышения качества жизни во всех районах Сибири, от Заполярья до Саян, важно существенно снижать выбросы в атмосферу: наряду с загрязнениями водоемов и почвы воздух это ключевая проблема», — подчеркивает вице-президент «Русала».
Решить экологический вопрос во многом могла бы газификация Сибири, отмечают эксперты. Сейчас многочисленный частный сектор и даже города-миллионники отапливаются в основном углем, что приводит к возникновению регулярного смога в осенне-зимний период.
Но пока уровень газификации в макрорегионе один из самых низких по России. Например, в Иркутской области, по данным местных властей, он составляет 1,36% при среднероссийском значении 73%. В четырех субъектах СФО сетевой газ полностью отсутствует. И в ближайшее время эта ситуация кардинальным образом не изменится. Активная газификация Сибири начнется не раньше 2028 года, если будет принято решение о строительстве газопровода «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд кубометров. Его маршрут должен пройти из России через Монголию в Китай.
С учетом этого для улучшения экологической ситуации важно также снижать негативное воздействие на окружающую среду со стороны промышленных предприятий. Основные требования по сокращению выбросов заложены в федеральном проекте «Чистый воздух», активным участником которого является «Русал». Компания намерена провести модернизацию своих предприятий, включая экологическую перестройку двух крупнейших заводов, в Красноярске и Братске. Часть устаревших мощностей будут снесены, и вместо них построят новые цеха по самым современным технологиям.