Фото: Shutterstock
Американский производитель климатических систем Carrier с 1980-х «снимал сливки» с роста рынка бытовых и коммерческих кондиционеров в Китае. Сейчас китайский рынок оборудования для охлаждения воздуха стал самым крупным в мире, оставив позади даже США, но экономика страны замедляется, строительная отрасль переживает кризис, есть угроза стагнации. В этих условиях американский производитель переключился на новый самый активно растущий рынок в мире — соседней Индии. Как будет происходить переезд и частью какого тренда он стал?
Движение в Индию
Производитель кондиционеров Carrier может перенести производство из Китая в Индию. На новом месте компания собирается повторить свою стратегию, ранее реализованную в Китае. Об этом пишет The Economic Times.
«Наша стратегия — оставаться в Индии надолго, — цитирует издание Саифа Сиддики, президента по Азиатско-Тихоокеанскому региону компании Carrier. — Мы работаем в Индии уже 40 лет и также работали в Китае уже много десятилетий. В Китае мы в значительной степени локализованы. Фактически мы уже использовали в Китае ту схему, о которой говорим применительно к Индии, в плане локализации экосистемы поставщиков и инвестирования в НИОКР и производство, чтобы выйти на местный рынок».
Компания планирует инвестировать $800 млн в Индию в ближайшие пять лет, притом что за последнее десятилетие уже было вложено $1 млрд, сообщил главный исполнительный директор Carrier Дэвид Гитлин в интервью ET. Ранее компания подтверждала намерения нарастить инвестиции в индийскую экономику в рамках правительственного проекта «Сделано в Индии», направленного на индустриализацию страны. «Мы рассчитываем, что через несколько лет подавляющее большинство продуктов, которые продаем в Индии, будут произведены здесь же», — сказал Сиддики.
Удвоить за четыре года: кто заработает на росте рынка кондиционеров Индии
Руководство компании ожидает, что в ближайшие пять лет обороты вырастут как минимум вдвое. Бизнес Carrier сегодня включает решения как для промышленного охлаждения, так и для охлаждения зданий. Компания стремится стать ведущим игроком в сегменте чиллеров с переменным расходом хладагента. Variable Refrigerant Flow (VRF) — это система, которая автоматически регулирует поток хладагента в зависимости от потребностей каждого помещения, обеспечивая индивидуальный контроль температуры, влажности и скорости воздуха. Carrier продолжает работать над своим портфолио продуктов и развивать предложение за счет сервиса и послепродажного обслуживания. А это, как подчеркивает Сиддики, несомненно требует локализации производства или его частей.
«Некоторые отрасли, такие как возобновляемая энергетика, высокотехнологичное производство, хранение аккумуляторов, полупроводники, продолжают расти. Только центров обработки данных в Южной Азии в ближайшие пять лет, как мы ожидаем, станет в два раза больше, то есть сегмент будет расти на 15–20% каждый год, — сказал он. — Мы верим в Индию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Здесь проживает половина населения планеты. И если посмотреть на последние 10–12 лет, то 60%, или две трети общего роста ВВП в мире, обеспечил именно АТР».
Акции и финансы Carrier
Carrier Global Corporation — американская компания по производству климатического оборудования, основанная в 1915 году и базирующаяся во Флориде. Еще недавно диапазон производимой продукции был довольно широким и включал также производство рефрижераторов и систем безопасности для дома. От рефрижераторов и сигнализаций компания решила отказаться, сосредоточившись на климат-контроле.
В конце октября в Carrier опубликовали результаты третьего квартала. Они немного разочаровали инвесторов: от компании ждали большего. Выручка Carrier за минувший третий квартал выросла на 21% по сравнению с предыдущим годом и составила $5,98 млрд, однако аналитики, опрошенные Visible Alpha, ожидали $6,55 млрд. Скорректированная же прибыль на акцию в размере $0,83 превысила прогнозы. Доход подразделения, которое раньше занималось сигнализациями, больше не учитывается в итогах квартала, год назад оно принесло $923 млн. Зато выручка подразделения по производству систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха подскочила на 26%, до $5,06 млрд.
После публикации отчета акции спикировали на 8% вниз, однако с начала текущего года даже с учетом этого падения прибавили 30%.
Carrier в Китае
В Китае корпорация присутствует с 1937 года. Именно тогда первая система Carrier была установлена в Банке Китая, одном из самых высоких зданий Шанхая того времени. Но лишь спустя 50 лет, в 1987-м, Carrier основала свое первое совместное предприятие в КНР.
В прошлом году корпорация заключила окончательное соглашение о продаже своего бизнеса по производству коммерческих рефрижераторов китайскому производителю Haier за $775 млн.
Но речи о полном уходе из Китая не идет. Минувшей весной компания заявила о намерении продолжать инвестировать в Китай и увеличивать там свое присутствие. Сейчас Carrier владеет несколькими предприятиями в Китае, включая региональную штаб-квартиру в Шанхае, 300 филиалами по продажам и обслуживанию, 11 производственными площадками и пятью научно-исследовательскими центрами. Штат компании в стране насчитывает 11 тыс. сотрудников.
На рынке оборудования для кондиционирования в Китае (самом большом в мире) Carrier занимает лидирующие позиции: так, на Олимпиаде в Пекине в 2008 году 70% контрактов на установку климатического оборудования выиграла именно она.
Глобальное переключение
Останутся ли производственные мощности Carrier в Китае параллельно с открытием новых площадок в Индии, пока вопрос. Переезд производств из КНР стал трендом: многие американские компании строят планы по переносу фабрик из юрисдикции Пекина под крыло Нью-Дели, сообщает в отчете Американо-индийский форум стратегического и партнерского сотрудничества (USISPF).
Удастся ли Индии заместить импорт ноутбуков из Китая и США
Исследование Boston Consulting Group (BCG) показало, что экспорт из Индии в США в период с 2018 по 2022 год увеличился примерно на $23 млрд, или на 44%. И этот тренд будет развиваться, считают аналитики. Более 90% североамериканских производителей, опрошенных BCG, за последние пять лет перенесли часть производств из Китая. Столько же заявили, что планируют сделать это в ближайшие пять лет.
Самым громким примером стал перенос заводов Apple. Он уже привел к значительному росту экспорта смартфонов из Индии в США. За американцами следуют и европейцы. Суммарно инвестиции из США и ЕС в экономику Индии с 2021 по 2022 год выросли на 400%.
Вместо Китая: как Apple заработала в Индии $8 млрд за год
Переориентации США на продукцию из Индии способствует ожидаемое соглашение о свободной торговле между ними. На недавних торговых переговорах между USISPF и торговыми представителями США обсуждался соответствующий проект. Первый раунд переговоров по нему должен начаться в течение следующих 12 месяцев после формирования нового правительства Индии. Препятствием стороны считают плохо развитую логистическую инфраструктуру. Расходы на логистику в Индии составляют от 14 до 18% ВВП. Чтобы быть конкурентоспособной, страна должна снизить эти расходы до 10% и менее от ВВП.