Эпопея с падением американской компании Fisker Inc началась в феврале, когда стало известно о серьезных финансовых трудностях. Сейчас она официально закончена. Хенрик Фискер подал заявление в суд штата Делавэр о признании своей компании банкротом.
В конце зимы в прессе всплыла информация о 463 миллионах долларов убытков компании Fisker лишь за последний квартал 2023 года и увольнении 15% персонала, а также активном поиске «крупного автопроизводителя» для дальнейшего сотрудничества. К тому моменту переговоры с потенциальным инвестором велись уже несколько месяцев — и явно были непростыми. Ведь Хенрик Фискер просил не только новые финансовые вливания, но также готовую электрическую платформу и производственную площадку в США.
Удивительно, но такой партнер якобы нашелся: по информации Reuters, им мог стать Nissan, которого заинтересовал пикап Fisker Alaska в качестве донора для собственного электрического грузовичка. За это Фискер вроде как потребовал относительно немного — чуть более 400 млн долларов. Однако что-то пошло не так, и Nissan отказался от переговоров и дальнейшего сотрудничества. В результате у фирмы Fisker не осталось средств к существованию. Она остановила торги своих акций на бирже после их колоссального обвала (в марте цена акций упала в десять раз), после чего появились слухи о найме Хенриком Фискером юристов, специализирующихся на процедуре банкротства.
На этом фоне единственная серийная модель Fisker Ocean (на заглавном фото) потонула в океане проблем и нелестных отзывов. Выяснилось, что Ocean плох практически во всем, начиная от неисправных электронных систем и заканчивая плохим качеством сборки. В 2023 году компания продала только 4929 таких кроссоверов, а уже в 2024-м начала усиленно снижать цены — с 39 тысяч до 25 тысяч долларов (и даже до 20 тысяч для собственных сотрудников)! Немногие «счастливые» обладатели столкнулись с отсутствием должного гарантийного обслуживания и запчастей, а в итоге контрактное производство на австрийском заводе Magna Steyr было остановлено. Разумеется, запланированные проекты доступного электромобиля Fisker Pear, флагманского суперкара Fisker Ronin и уже упомянутого пикапа Fisker Alaska остались нереализованными.
Сама фирма винит в своем банкротстве внешние обстоятельства: «Как и другие компании в отрасли электромобилей, мы столкнулись с различными рыночными и макроэкономическими факторами, которые повлияли на нашу способность эффективно работать». Остается добавить, что для Хенрика Фискера это уже второе банкротство собственного бизнеса. Еще в 2013 году пошла на дно компания Fisker Automotive, известная моделью Fisker Karma, но ее в итоге выкупили китайские инвесторы и переименовали в Karma Automotive. Интересно, найдутся ли подобные спасители и для второй компании Фискера?