При подготовке этого материала мы разослали запросы о заработной плате сотрудников ведущим автомобильным заводам страны, которых не так уж и много. Поделились информацией не все, хотя и уровень зарплат на предприятиях давно перестал быть коммерческой тайной.
Из-за нехватки кадров заводы вынуждены постоянно улучшать условия труда и самостоятельно заниматься рекрутингом через собственные сайты и специализированные сервисы. Раздел «работа» теперь есть на интернет-страничке любого уважающего себя автопроизводителя — с открытыми вакансиями и уровнями заработных плат.
Официальных данных от Росстата по уровню средней заработной платы в России за четвертый квартал пока нет — они появятся не раньше января, зато имеются за третий квартал. Согласно статистике, в июле—сентябре 2024 года средний уровень заработной платы в стране поднялся на 17,8% по отношению к аналогичному периоду 2023 года — до 83 891 руб. Но то — по всем сферам и профессиям. Посмотрим, как обстоят дела в российском автопроме.
Сколько платят на АвтоВАЗе
Пресс-служба главного производителя в стране, компании АвтоВАЗ, в ответ на запрос об уровне зарплат ограничилась парой предложений: «Средняя заработная плана на за 2024 год по основным рабочим специальностям составила более 99 тыс. руб. Рост за год — около 34%».
Получить представление об уровне зарплат на предприятиях АвтоВАЗа можно, заглянув в специальные разделы сайтов автозаводов, входящих в группу. В первую очередь нас интересуют заводы в Тольятти и в Ижевске. По сравнению с условиями на начало ноября многое изменилось. Максимальный уровень заработных плат стал выше, но и в обратную сторону вилка тоже расширилась. К примеру, прежде зарплата токаря начиналась от 49 373 руб. и доходила до 97 650 руб., теперь варьируется от 46 003 до 130 тыс. руб.
Вот список наиболее востребованных рабочих специальностей с предлагаемым уровнем зарплат на заводе в Тольятти. Доходы сильно не дотягивают до уровня средних по стране.
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Токарь | 46 003–130 000 |
Сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки | 70 256–73 471 |
Оператор станков с программным управлением | 60 942–64 999 |
Слесарь механосборочных работ | 42 700–73 471 |
Маляр | 52 741–73 471 |
Станочник широкого профиля | 54 514–62 752 |
Доходы у руководящего звена заметно выше, но об отдыхе на Мальдивах представители компании в большинстве своем едва ли помышляют.
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Руководитель службы | 107 400–137 000 |
Начальник управления | 95 400–133 700 |
Начальник цеха | 83 200–123 300 |
Начальник производства | 83 800–117 300 |
Директор проекта | 81 900–114 700 |
На заводе Lada Ижевск уровень зарплат не раскрывается, хотя на сайте предприятия публикуется информация о приеме на работу по ряду вакансий. Востребованы, в частности, электрогазосварщики, инженеры-технологи, слесари-электрики, инженеры-электроники, инструментальщики, штамповщики, рихтовщики и даже начальники отделов. На предприятии для привлечения персонала действует акция: при приеме на работу выплачиваются подъемные в размере 30 тыс. руб., а за «приведенного друга» премируют дополнительными 20 тыс. руб.
Как пройти на ГАЗ
Нижегородский ГАЗ продолжает выпускать широкую линейку коммерческой техники, но делает это максимально тихо и незаметно. Автопроизводитель на протяжении многих лет находится под санкциями, поэтому часто меняет домены: даже найти официальный сайт бренда — уже целый квест, не говоря о трудоустройстве. Отыскать вакансии на головной завод группы проще через специальные сервисы по поиску персонала. Однако стоит быть готовым к тому, что уровень зарплат не впечатлит. Вот лишь несколько открытых на момент публикации заметки вакансий, которые дают представление об уровне доходов на заводе.
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Фрезеровщик | От 45 000 |
Слесарь-инструментальщик | От 45 000 |
Станочник широкого профиля | 55 000–80 000 |
Слесарь механосборочных работ | От 55 000 |
Слесарь-инструментальщик | От 80 000 |
Прессовщик | От 60 000 |
Рабочий на производство | От 55 000 |
Электрогазосварщик | От 90 000 |
Токарь-расточник | От 100 000 |
Как привлекает «Урал» новые кадры
«Живешь в Миассе — работаешь на «Урале» — таков девиз жителей этого городка. Завод по выпуску грузовиков — градообразующее предприятие, без которого, вероятно, прекратил бы существование и сам населенный пункт.
Ранее пресс-служба предприятия сообщала Autonews, что по итогам сентября 2024 года средняя зарплата на предприятии составила 100 091 тыс. руб., а рост доходов сотрудников по отношению к аналогичному периоду 2023 года оценивался в 22%.
На АЗ «Урал» по-прежнему открыт прием специалистов различных профессий. На сайте автопроизводителя предлагают трудоустройство на следующие должности.
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Штамповщик 3–4-го разряда | 60 000 |
Заливщик металла | От 80 000 |
Наладчик автоматов и полуавтоматов 5–6-го разряда | От 85 600 |
Оператор станков с программным управлением 4-го разряда | От 85 000 |
Слесарь-инструментальщик | От 64 900 |
Инженер-конструктор I категории | 84 500 |
Фрезеровщик 4–6-го разряда | От 90 000 |
Токарь-расточник | От 100 000 |
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 4–6-го разряда | 120 000 |
Водитель-испытатель | От 87 000 |
Есть на предприятии и низкооплачиваемые должности. К примеру, транспортерщиков ищут на 43 тыс. руб., грузчиков, стропальщиков и крановщиков — на 55 тыс., контролеров технического состояния автомототранспортных средств — на 45 тыс. руб. При этом на заводе выплачивается годовое вознаграждение и действуют пакеты социальных программ. В частности, компенсируются траты на аренду жилья, проезд до работы, действует программа ДМС и предоставляются спортивные абонементы.
Какие зарплаты на КамАЗе
КамАЗ, как и «Урал», работающий не только на гражданские нужды, в плане зарплат не отстает от конкурента. Компания регулярно проводит индексацию и привлекает новых сотрудников за счет компенсации питания и проезда, льготных программ, санаторно-курортного лечения, льготного участия в жилищной программе и ряда других преференций.
В настоящее время на заводе в Набережных Челнах открыты следующие вакансии:
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Водитель-испытатель | До 80 000 |
Электрогазосварщик | От 77 000 |
Маляр | 70 000–90 000 |
Инженер-технолог | 60 000 |
Наладчик станков с ЧПУ | 90 000–150 000 |
Токарь | 70 000–90 000 |
Электросварщик | От 65 000 |
Слесарь механосборочных работ | 56 000–75 000 |
Оператор станков с ПУ | 38 500–90 000 |
Как приходят на УАЗ молодые специалисты
Ульяновский автомобильный завод, входящий в Sollers, предлагает соискателям официальное трудоустройство, 10 тыс. руб. вернувшимся из армии, подъемные для молодежи в размере 4–5 тыс. руб. ежемесячно, компенсацию 5000 руб. за жилье для иногородних и ряд других преференций. При этом на официальном сайте не указывается уровень зарплат специалистов, хотя открытых вакансий очень много: требуются штамповщики, сварщики, токари и ученики, слесари-инструментальщики и слесари-ремонтники, рихтовщики кузовов и полировщики. Всего — несколько десятков профессий.
На популярных сервисах по поиску персонала зарплаты соискателям все же раскрывают, но они в основном невысоки. На момент написания заметки шел поиск специалистов по следующим направлениям:
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Оператор окрасочно-сушильной линии | 35 000–42 000 |
Рихтовщик кузовов | От 57 000 |
Сварщик на машинах прессовой сварки | 43 347–57 481 |
Маляр | 56 000–69 000 |
Электросварщик ручной сварки | 43 347–57 481 |
Наладчик станков с ЧПУ | 51 592–65 727 |
Фрезеровщик | От 50 000 |
Штамповщик | 48 000–59 000 |
Водитель-испытатель | 44 069–56 142 |
Токарь | От 50 700 |
Сколько платят мировые автоконцерны
Зарплаты на российских автозаводах по большинству профессий не дотягивают даже до среднероссийских, а на фоне доходов специалистов на аналогичных автосборочных предприятиях в Европе, США, Южной Корее или Японии и вовсе выглядят мизерными. Даже несмотря на общемировой кризис в автомобильной индустрии.
Впрочем, напрямую сравнивать зарплаты россиян и жителей других стран тоже нельзя: подоходный налог на Западе часто рассчитывается по прогрессивной шкале, поэтому отчисления на социальные нужды могут доходить до 60% – они зависят, в том числе, от уровня дохода граждан. Отличаются и другие системы, к примеру, могут быть платными образование и медицина.
Терпящий бедствие немецкий концерн Volkswagen уже объявил о планах сократить зарплаты своих сотрудников на 10% для сохранения рабочих мест. Пока же в среднем представители немецких производственных площадок этого производителя зарабатывают по €62 в час, то есть почти €500 в день или без малого €11 тыс. в месяц (1 200 000 в пересчете на рубли). Кстати, с 1 января 2024 года в этой стране минимальный почасовой размер оплаты труда не может быть меньше €12,41 (1350 руб.), а при стандартной восьмичасовой рабочей неделе минимальная зарплата не может опускаться ниже €2184,16 в месяц (без малого 240 тыс. руб.).
На заводах во Франции, Италии и Испании, по данным немецкой автомобильной ассоциации VDA, где в основном расположены предприятия концернов Stellantis и Renault, работники автомобильной промышленности зарабатывают €47, €33 и €29 в час соответственно, то есть €367 в день или €8200 тыс. в месяц, €264 в день или €5800 в месяц и €232 в день или €5100 в месяц. В пересчете на рубли речь о 890 тыс., 630 тыс. и 550 тыс. руб. в месяц.
Средняя базовая зарплата в год на предприятиях концерна Toyota — около $86 тыс., то есть без малого 9 млн руб. Обычные рабочие на автосборочных предприятиях Honda в среднем зарабатывают по €38–50 тыс. в год, то есть 3,9–5,1 млн в год или 325–425 тыс. руб. в месяц.
Сотрудники предприятий Ford в среднем ежегодно зарабатывают по $100 тыс. (или 10,3 млн руб. в год).
Что до южнокорейских Kia и Hyundai, сотрудники заводов этих компаний периодически выказывают недовольство уровнем своих зарплат и выходят на забастовки. В июле 2024 года это вынудило концерн пойти на самое значительное повышение зарплат в своей истории. Пока средний уровень доходов на корейских площадках составляет от $2900 до $3400 в месяц, или 300–350 тыс. руб.
Материалы по теме:
- Сотрудники Volkswagen решили встретить Рождество усиленными забастовками
- Volkswagen задумался о закрытии двух заводов. Один из них хотят продать
- Stellantis продлил простой автозавода в Италии. Причины