Свершилось: компании Honda, Nissan и Mitsubishi официально объявили о грядущем слиянии. Сейчас подписан меморандум и взаимопонимании и очерчены основные цели и задачи. Главные игроки этого процесса — Honda и Nissan, а компания Mitsubishi Motors хоть и участвует в подписании меморандума, но скорее играет роль некоего «прицепа», ведь 34,01% ее акций пока еще принадлежат Ниссану (хотя недавно было объявлено о намерении продать часть акций).
Honda и Nissan начали сближение еще весной этого года. В марте они объявили о сотрудничестве для создания электромобильной платформы нового поколения, а в августе расширили круг совместных задач, включив в этот проект еще и Mitsubishi. Теперь же речь идет не об альянсе, а о полноценном объединении с обменом акциями. Будет создано совместное предприятие (у него еще нет названия), под зонтик которого перейдут компании Honda и Nissan. Новое СП выйдет на токийскую биржу в августе 2026 года, и тогда же с биржи уйдут отдельные компании Honda и Nissan.
Понятно, что весь этот проект запущен для спасения Ниссана. Наиболее ярко его положение иллюстрирует падение операционной прибыли компании на 85% в третьем квартале этого года (с 208 млрд иен за тот же период прошлого года до 32 млрд иен). А вместо чистой прибыли в третьем квартале зафиксирован убыток в размере 9,3 млрд иен. Твердо стоящая на ногах Honda выступит спасителем, поэтому уже объявлено, что у нее будет преимущество в совете директоров будущего СП.
Других подробностей пока нет. Первые детали грядущего объединения партнеры обещают обнародовать к концу января, а на составление подробного плана должно уйти три месяца. Юристам двух огромных компаний нужно будет четко прописать все права и обязанности сторон, и это действительно непростая задача, потому что Nissan и Honda имеют разную структуру управления. Также пока не ясно, что будет с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi, в рамках которого 15% голосующих акций Ниссана принадлежат французской стороне. На пресс-конференции в Токио глава компании Nissan заявил, что сотрудничество с Renault по действующим проектам будет продолжено, но дальнейшие перспективы тоже должны быть учтены при создании нового СП с Хондой.
Перечень совместных задач уже обрисован, и он довольно типичный: переход на общие платформы и компоненты для автомобилей, разработка программного обеспечения для будущих электромобилей (включая системы автономного вождения), оптимизация производства, объединение бизнес-процессов, снижение общих затрат. Предусмотрен и «взаимным обменом автомобилями», то есть бэйдж-инжиниринг.