Почти десять лет назад на АВТОВАЗе впервые появилась идея создания единой национальной платформы для всех производимых в России легковых автомобилей. Такая универсальная «тележка» смогла бы не только повысить степень локализации производимых машин, но и за счет эффекта масштаба заметно уменьшить себестоимость местных автокомпонентов. Идеологом проекта тогда был технический директор АВТОВАЗа Харальд Грюбель, который ныне занимает аналогичную должность в электромобильном проекте Атом. По задумке, на единую платформу должны были перейти не только Лада и альянс Renault-Nissan, но и другие компании, выпускавшие автомобили в России.
Реализовать этот замысел не удалось, да и почти все зарубежные автопроизводители с тех пор покинули наш рынок, но идея оказалась живучей. Весной этого года выяснилось, что Росатом разрабатывает отечественную платформу для электромобилей. Она будет включать в себя унифицированные электромоторы, ходовую часть и системы управления. Кроме того, Росатом собирается организовать в России полноценное производство тяговых батарей, начиная с аккумуляторных ячеек. Все это госкорпорация намерена поставлять всем желающим российским автопроизводителям.
Такое начинание нашло отклик в сердцах чиновников и депутатов. Еще в середине ноября комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил поправку к проекту бюджета, по которой для НАМИ выделят 87,8 млрд рублей до 2027 года. Средства пойдут как раз на разработку единой российской платформы для автомобилей. Причем это будут не только электромобили, но и подзаряжаемые гибриды. Платформа предполагает широкое масштабирование, ведь она предназначена как для компактных моделей, так и для машин бизнес-класса. В 2025 и 2026 году НАМИ получит по 25,6 млрд целевых средств, а в 2027-м к ним добавят еще 36,6 млрд рублей.
Теперь же выяснилось, что разработка новой автомобильной платформы потребует куда больше сил, средств и времени. Директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Тигран Парсаданян заявил, что на разработку универсальной «тележки» будет выделено 160 млрд рублей, но не на три года, а на пять лет. Кроме того, помимо отраслевого института, к общему делу собираются подключить и крупных автопроизводителей: АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ. Впрочем, этот проект еще должен заручиться одобрением депутатов Госдумы.