На заседании ЦБ принято решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне — 21%.
До этого регулятор на четырех заседаниях подряд ставку поднимал. Последнее повышение — с 19% до рекордных 21% — произошло в октябре.
Для рынка сегодняшнее решение стало неожиданным. Согласно ранее проведенному опросу РБК, подъема ставки на 200 б.п., до 23%, ожидали 23 из 30 экспертов. Четверо допустили, что ставка может быть поднята сразу до 25% годовых. Еще один эксперт ждал пересмотра ставки на 300 б.п. — до 24%. Лишь двое не стали исключать, что уровень базовой ставки останется неизменным — 21%.
Повышение Банком России ключевой ставки вынудило бы представителей автомобильного рынка и кредитных организаций реагировать на решение регулятора. В этом случае автомобили должны были снова вырасти в цене и стать еще менее доступными для населения.
Как ключевая ставка влияет на авторынок
Ключевая ставка, по мнению опрошенных экспертов, ощутимо влияет на отечественный авторынок. Но это не прямое, а опосредованное влияние.
«Ключевая ставка и ее динамика оказывает влияние на всю экономику страны, на многие аспекты бизнеса. Но влияние это все же косвенное и отложенное», — считает директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
«Высокая ключевая ставка, и, тем более, ее рост, снижают уровень продаж машин. Это было заметно по динамике ноября, когда рынок сильно упал», — пояснил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
По словам директора по развитию ГК Альфа-Лизинг Илариона Демчикова, сохранение ключевой ставки на текущем уровне можно расценивать как позитивный знак, поскольку индексация увеличивает кредитные и лизинговые платежи — наиболее востребованные форматы покупки автомобилей для физических и юридических лиц.
Генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский напомнил, что размер ключевой ставки является лишь одним из факторов, влияющим на продажи автомобилей. «Банки, которые предоставляют финансирование дилерам, устанавливают надбавку к этой ставке в размере от 7% до 11%. То есть при текущей ставке реальная стоимость денег у компаний — от 28%. Если, к примеру, ставку поднять до 25%, то стоимость денег станет 36%», — пояснил генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский.
Что с автокредитами
Особенно сильно ставка утильсбора влияет на автокредитование. Так, после последнего ее повышения выдача автокредитов в ноябре сократилось к октябрю на 30,4%. Если в октябре было удовлетворено 119,2 тыс. обращений, то в ноябре — всего 82,9 тыс. Такими цифрами оперирует Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Для сравнения, в сентябре было выдано 170,2 тыс. автокредитов. В денежном выражении объем выданных в ноябре автокредитов по сравнению с октябрем также уменьшился на 33,5%, до 110,1 млрд руб. Кредиты в текущей экономической ситуации — одна из важнейших мер поддержки отечественного авторынка: до 80% машин сегодня покупается с привлечением заемных средств.
«При высокой ключевой ставке кредиты получать сложнее, особенно заемщикам с долей кредитной нагрузки более 50%, — пояснил Ренат Тюктеев. — Помимо этого, при повышении ключевой ставки происходит рост кредитных ставок».
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что банки постараются сохранить существующие условия для автокредитов.
Отдельные надежды специалист связывает с изменением поведения россиян. Баранов считает, что возможен переход на коллективное приобретение и использование автомобилей, что уменьшит размер суммы, которую нужно брать в кредит.
«Кто-то будет пользоваться услугами каршеринга, кто-то арендовать автомобиль или брать его в лизинг, а кто-то и вовсе будет пользоваться услугами общественного транспорта. Различные изменения, которые происходят с отечественным авторынком, показывают не только его гибкость, но и будут ответом на изменения, которые происходят с рынком автокредитования», — конкретизировал эксперт.
Иларион Демчиков предположил, что Центробанк в следующем году продолжит ужесточать денежно-кредитную политику. Например, увеличиваться могут как ценовые параметры (ставки по кредитам), так и неценовые (срок, объем, требования к заемщику). Из-за подобных мер уровень кредитования, в том числе корпоративного, может снизиться на 10% и более.
Будут ли машины и запчасти
По словам экспертов, бизнес уже адаптировался к действующей ключевой ставке. Шоковым стал лишь первый резкий скачок.
«Все компании адаптировались к новым условиям», — уверена Татьяна Овчинникова. По ее словам, цены на автозапчасти в основном зависят от курса валют, стоимости логистики, дефицита или профицита на рынке, влияющих не опосредованно, а напрямую.
Ольховский напомнил, что ключевая ставка влияет на все процессы и все виды деятельности, в том числе и на запчасти: «Чтобы содержать склад запчастей, нужно инвестировать в него средства, которые привлекаются под высокую ставку коммерческих банков. Но если рассмотреть этот вопрос в том ключе, могут ли банки сделать более лояльные условия по кредитам, ответ — да. Абсолютно точно совместно с Банком России может быть найден механизм, учитывающий и цели банка России, и цели коммерческих банков».
По мнению Рената Тюктеева, рост цен на запасные части и расходные материалы не будет выбиваться из общей канвы роста цен на новые машины. Содержать транспортные средства будет дороже, но не сложнее, чем сейчас.
Дмитрий Баранов также уверен, что в России по-прежнему будут широко представлены как отечественные, так и импортные автомобили, притом даже тех марок, которые официально не присутствуют в стране. То же касается комплектующих и запасных частей.
Насколько вырастут цены
Андрей Ольховский считает, что средняя стоимость автомобилей в следующем году может вырасти на величину до 10%. Он также отметил, что в случае падения продаж автомобилей на 25–30% может сильно измениться дилерская сеть: сократится число точек обслуживания автомобилей. Это, в свою очередь, может сказаться на безопасности эксплуатации транспортных средств.
По оценке Рената Тюктеева, в 2025 году средняя стоимость продаваемых машин станет выше на 7–10%. Относительно скромный рост специалист связывает с тем, что по отношению к 2022 году автомобили уже подорожали на 46%, а к 2023 — на 14%: за два последних года основной рост был отыгран. «В силу того, что доля китайских брендов уже перевалила за 60% в общей корзине продаж, основным триггером роста цен будет динамика юаня по отношению к рублю», — пояснил эксперт.
Иларион Демчиков не стал оперировать в своем прогнозе точными цифрами, но подчеркнул, что помимо ключевой ставки на ценообразование влияют и другие факторы. В первую очередь это индексация утилизационного сбора, стоимость логистики, транзакционные издержки при расчетах с зарубежными партнерами. Они влияют не только на стоимость самих машин, но и на стоимость комплектующих.
«Да, стоимость может увеличиться, но это связано с ростом цен на товары и услуги, изменением курсов валют, но найти какую-либо деталь или узел автовладельцы смогут», — прокомментировал ситуацию Дмитрий Баранов.
Материалы по теме:
- Автокредит: чем отличается от потребительского и как его взять
- Госпрограмма «Первый автомобиль»: условия и какие авто под нее подходят
- Рынок устал, в салонах — никого. Дилеры пожаловались на крах автопродаж
- Набиуллиной — 61 год. 5 ярких цитат председателя ЦБ об автопроме