Проект постановления о старте обязательной маркировки автомобильных радиоэлектронных компонентов появился на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Пока документ окончательно не принят, но такая вероятность чрезвычайно высока. Autonews.ru разбирался, чем продиктована необходимость нововведения и к каким последствиям для автолюбителей это приведет.
Впервые о желании Минпромторга расширить эксперимент по обязательной маркировке автоэлектроники сообщила в декабре 2024 года замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева на форуме «Антиконтрафакт». На тот момент проект постановления, который в настоящее время проходит стадию независимой антикоррупционной экспертизы, уже разрабатывался правительством. В пояснительной записке к документу говорится, что документом предлагается расширить номенклатуру товаров, указанных в перечне отдельных видов радиоэлектронной продукции, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента, дополнив его следующими автомобильными компонентами:
- таксометрами;
- счетчиками числа оборотов;
- спидометрами и тахометрами;
- счетчиками пройденного расстояния в милях.
Изначально действие проекта, стартующего с 28 февраля, рассчитано до 31 августа 2025 года, однако уже сейчас Минпромторг предлагает продлить его до 31 мая 2026 года.
Зачем нужна маркировка
Главный вопрос, который вызывает грядущее нововведение: зачем понадобилась маркировка? Если другие автомобильные компоненты подделывают действительно часто и вероятность их покупки высока, то ситуация с тахометрами и спидометрами на первый взгляд абсурдна. Во-первых, приобретаются и заменяются такие изделия гражданами крайне редко, а во-вторых, подделывать эти товары желающих практически нет: нет спроса — нет и предложения. Автопроизводителями же спидометры и тахометры закупаются массово у доверенных поставщиков, поэтому на конвейер и в готовые транспортные средства контрафакт и подделки не попадают.
«Включение автоэлектроники в проводимый эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции поддержано отраслевым сообществом», — говорится в ответе пресс-службы Минпромторга на запрос Autonews.
В министерстве пояснили, что соответствующий проект постановления «разработан в рамках планомерной работы по развитию системы маркировки средствами идентификации в отрасли радиоэлектронной промышленности в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции и развития инструментов отраслевого регулирования».
Увеличится ли стоимость деталей
Оператором информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента, выступит ООО «Оператор-ЦРПТ», а коды маркировки в рамках эксперимента будут выдаваться участникам бесплатно. Кроме того, на время тестирования будет бесплатно предоставляться оператором и его технологическими партнерами и все необходимое для этого оборудование. Необходимость эксперимента в министерстве объяснили целями выработки оптимальных подходов к маркировке продукции и работе участников рынка в информационной системе маркировки.
Впрочем, по окончании эксперимента маркировка перестанет быть безвозмездной и неизбежно повлияет на стоимость товаров, как это происходит в случае с другими компонентами, на которые распространяется обязательная маркировка.
Что думают участники рынка
Директор франчайзинговой сети автосервисов FIT Service Татьяна Овчинникова считает, что влияние обязательной маркировки станет заметно уже осенью 2025 года, когда она распространится на большой перечень автокомпонентов. По ее словам, это даже может повлиять на рынок в целом. Влияние маркировки на сегмент электронных компонентов проявится позднее.
«Некоторые заводы будут самостоятельно маркировать свой товар, поэтому изменений в сроках поставок не будет. Другие производители не будут наносить маркировку «Честный знак» на свои товары, это придется делать на стороне дистрибьютора. Поэтому увеличатся затраты на приемку товара, так как каждую позицию придется маркировать. Это повлияет и на сроки. Также увеличится фонд оплаты труда на тех людей, которые будут это делать. Все это в совокупности повлияет на увеличение себестоимости товаров и на сроки реализации», — отметила Овчинникова.
В группе компаний «АвтоСпецЦентр» обязательную маркировку автомобильной электроники назвали мерой защиты автовладельцев от некачественных компонентов и способом сокращения количества ДТП, при этом отметили, что объем контрафакта в данной категории товаров сократится незначительно: «Производители сами заинтересованы в надежности деталей, поэтому доля некачественной электроники остается минимальной».
«Список товаров, подлежащих маркировке, постоянно расширяется. Вполне логично, что радиоэлектронные компоненты добавлены в список для обязательной маркировки. Цель этого шага — борьба с контрафактом и защита потребителей», — пояснил Autonews директор по послепродажному обслуживанию компании «Автодом» Роман Тимашов.
Эксперт предположил, что для крупных игроков авторынка ничего не поменяется, поскольку продавцы уже знакомы с процедурой на примере маркировки и реализации шин.
Что будет со скрученными пробегами
А вот с борьбой со смоткой пробега эксперимент по маркировке автомобильной электроники никак не связан: по аналогии с б/у шинами не потребуется маркировать и бывшие в употреблении радиоэлектронные компоненты.
«Корректировка пробега осуществляется в процессе эксплуатации, а маркировка товара — в процессе реализации», — подчеркнул Роман Тимашов, заметив, что стоимость товаров в любом случае увеличится за счет сокращения предложений на рынке при одновременном уменьшении числа контрафакта.
В «АвтоСпецЦентре» также отметили, что маркировка распространяется лишь на новые электронные системы; пока ее не рассматривают как меру по борьбе со скручиванием пробега.
Читайте также:
- Рост цен и контрафакта. В России возник дефицит оригинальных запчастей
- Сколько поддельных запчастей и моторных масел в России. Как их продают
- Запчасти для иномарок неожиданно подешевели, а для Lada — стали дороже
- Аналитики назвали 4 сценария развития ситуации с автозапчастями в России